media studies
Научитесь организовывать научное исследование от А до Я и постройте карьеру в академической среде
специализация
Q&A
Media studies — сфера, которая только начинает активно развиваться в России. Студенты, выбравшие эту специализацию, будут глубоко изучать ключевые концепты мировой литературы и культуры, теорию и практику медиаисследований, а также философию медиа. Главный вызов этого трека — много читать, рефлексировать и исследовать, причём, как на русском, так и на английском языках. Студенты смогут на основе полученных знаний развиваться как исследователи и строить академическую карьеру в России и за рубежом.
Media studies — сфера, которая только начинает активно развиваться в России. Студенты, выбравшие эту специализацию, будут глубоко изучать ключевые концепты мировой литературы и культуры, теорию и практику медиаисследований, а также философию медиа. Главный вызов этого трека — много читать, рефлексировать и исследовать, причём, как на русском, так и на английском языках. Студенты смогут на основе полученных знаний развиваться как исследователи и строить академическую карьеру в России и за рубежом.
Куратор специализации
Илья Вадимович Кирия
Кандидат филологических наук, PhD
in Information and Communication. Профессор, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна, заведующий «Лабораторией медиаисследований»
«Как создатель и куратор специализации я продумываю учебный план и подбираю преподавателей. Программа создана, прежде всего, для тех студентов, которые хотят исследовать и анализировать медиа, а не только производить медиаконтент. Студенты специализации получат важнейший навык в современном мире — умение подвергать сомнению даже стандартные утверждения, а также пытаться найти противоположную сторону в любом вопросе».
Обращение куратора
Куратор о портфолио
Внимание в портфолио обращается на предыдущий опыт, демонстрирующий интерес к специализации и исследованиям. Это может быть участие в конференции, научном кружке, работа в лаборатории (необходимо документальное подтверждение/рекомендательное письмо), создание научно-популярного контента, опубликованная статья или, в некоторых случаях, неопубликованная, но соответствующая высоким академическим стандартам.
Внимание в портфолио обращается на предыдущий опыт, демонстрирующий интерес к специализации и исследованиям. Это может быть участие в конференции, научном кружке, работа в лаборатории (необходимо документальное подтверждение/рекомендательное письмо), создание научно-популярного контента, опубликованная статья или, в некоторых случаях, неопубликованная, но соответствующая высоким академическим стандартам.
Какие навыки я получу?
Анализ медиафеноменов
Владение обширной теоретической базой и способность применить её на практике.
Написание научных текстов
Умение создавать разноплановые академические статьи и научные работы.
Работа с теорией социальных наук
Углубленное знание теории даёт возможность участвовать в конференциях, научных дискуссиях и академических проектах.
Организация прикладных исследований
Создавать собственные проекты, связанные с медиа и социальными науками.
Что я буду изучать?
Нажми на предмет, чтобы узнать больше
2 курс
Научная культура
Курс «Научная культура» формирует представления студентов о науке, научном знании и мышлении, принципах научного исследования. В нём рассматриваются проблемы демаркации науки от вненаучных форм познания, а также псевдонауки, что актуально в контексте просветительской деятельности медиа. Особое внимание будет уделено науке как социальному институту, роли академических сообществ и изданий, влиянию науки на социокультурные изменения, этическим проблемам научного исследования, личности учёного и научной коммуникации. Важным станет изучение особенностей теоретического уровня научного познания — понятия теории, её структуры, функций, принципов построения и применения в качестве исследовательской «оптики». Будут затронуты вопросы междисциплинарности, полипарадигмальности, ангажированности современных гуманитарных наук. Также курс предполагает разговор о научном стиле и академическом письме, включая формирование его базовых навыков.
Медиа и социальные институты
Почему в США региональная модель прессы, и при этом журналистам как правило, запрещено выражать свое мнения в новостях, а во Франции — централизованная пресса, а журналист «обязан» высказывать свою гражданскую позицию? Почему в Греции люди почти не читают прессу, не смотрят телевидение онлайн и мало пользуются интернетом, а в Швеции среднестатистический молодой швед читает печатную прессу (газеты) и активно пользуется интернетом? Почему в одних странах наблюдается успешный постсоветский переход к коммерческой плюралистской модели прессы, а во многих других происходит скатывание в модель biased media — ангажированным медиа для защиты элитных групп и группировок? Этот курс пытается разобраться с причинами таких разительных отличий медиасистем в мире.

На самом деле ответы на эти вопросы связаны с тем, что развитие медиа в разных регионах укоренено в культуре, политической традиции, политических режимах и специфике экономического обмена. Именно связи медиа и различных социальных институтов (культурных, политических, экономических) будут преимущественно разбираться в ходе данного курса. В связи с этим курс затрагивает огромный массив сопредельных знаний: в области экономической теории, политических наук, международных отношений, культурологии. Но базой для него оказываются, разумеется, теории медиа, которые очень по-разному трактуют связи с другими науками и общественными системами.

В ходе курса студенту придется много читать и писать рефлексирующие замечания по прочитанному, обсуждать, разрабатывать критерии оценки, сравнивать различные медиасистемы. По итогам обучения на курсе студенты получат методологические навыки для сравнения медиасистем, научатся отличать медиасистемы друг от друга, разбираться в их специфике.
Медиапрактики, медиаэффекты
и исследования аудитории
Курс основывается на изучении ряда базовых концепций, формирующих у студентов понимание о феномене медиавоздействия и инспирируемых медиаэффектах, порожденных современной медиаиндустрией: теории agenda-setting и конструирования псевдо-новости (фейковизация и постправдизация повестки дня), теории социологии медиаэффектов (модель двухступенчатой коммуникации, моральные паники, спираль молчания, наркотизирующая дисфункция массмедиа и усталость сострадать), теории психологии восприятия (медиапрайминг и фрейминг, теория культивации), антропология медиавосприятия и подходы Cultural Studies к исследованию рецепции (Nationwide, кодирование/декодирование, информационные шумы).
3 курс
Исследование медиаконтента и символических форм
Мы часто задаемся вопросом о том, как медиа влияет на людей. Однако помимо вопроса о влиянии медиа не менее интересно смотреть на то, как медиа конструируют реальность при помощи придания ей определённой окраски, использования выразительных приемов и т. п. Данный курс познакомит студентов с очень разными подходами (из лингвистики, культурных исследований, психологии восприятия и т. п.) к тому, как можно анализировать медиаконтент. В ходе обучения мы будем осваивать такие понятия, как дискурс, нарратив, учиться разбираться в мифах, формальных сторонах конструирования различных идеологий при помощи медиа.
Теории и концепции медиатизации
Мы часто забываем, что медиа сегодня значительно шире, чем они были раньше. Благодаря новым цифровым технологиям медиа проникают сегодня во многие другие сферы человеческой деятельности. В этом смысле без медиа сегодня нам сложно пользоваться транспортом, организовывать практики досуга, заниматься образованием и т. п. Медиатизация как раз изучает эти особенности «сращивания» медиа и многих других сфер человеческой деятельности, в том числе политику. На этом курсе мы будем изучать эти переплетения, анализировать их, представлять очень разные взгляды на то, как технологии меняют (или не меняют) нашу жизнь.
4 курс
Медиакапитал, медиаструктуры, властные отношения и критическая теория медиа
Чем критические теории отличаются от других? Критическая теория предполагает оперирование такими понятиями как доминирование (гегемония), неравномерность распределения благ и т. п. И если мысля некритически мы представляем себе YouTube как свободную платформу, где все могут высказываться, эдакое торжество демократии, то в рамках критического мышления мы должны понимать, что YouTube — коммерческая структура, зарабатывающая деньги на практически не вознаграждаемом самовыражении пользователей, что создает новую модель капиталистических отношений в цифровом мире. Этот курс учит студентов разбираться в критических теориях (от Маркса до Жижека) и применять их к анализу современных медиа, выявлять отношения доминирования разного рода: идеологического, культурного, ценностного.
Карьерная траектория
Нажми на профессию, чтобы узнать больше
Q&A
Будут ли прикладные дисциплины?
Все дисциплины направлены на практическое применение теоретических знаний.
Правда, что с Media studies легче поступить
в зарубежную магистратуру?
Да. Есть студенты, которые после бакалавриата поступают в академическую магистратуру за рубежом. Зачастую зарубежные вузы неохотно признают достаточным уровень бакалавриата российских университетов из-за большого количества исключительно прикладных дисциплин. Было решено восстановить справедливость для студентов, которым интересны теории и критическое переосмысление.
День открытых дверей
22 мая в 10:00
На Дне открытых дверей у вас будет возможность задать вопросы руководителю образовательной программы и кураторам специализаций. Накануне мы вышлем ссылку на корпоративную почту.
День открытых дверей
22 мая в 10:00
На Дне открытых дверей у вас будет возможность задать вопросы руководителю образовательной программы и кураторам специализаций. Накануне мы вышлем ссылку на корпоративную почту.
© All Rights Reserved.
Команда проекта: Алиса Арифи, Александра Атрашкина, Никита Винокуров, Лика Родина

Иллюстрации — Арина Гаврюшкина и Алзея Арафат

Made on
Tilda