media studies
О программе
Изучение медиафеноменов и связанных с ними концепций — одно
из самых актуальных направлений в гуманитарной науке во всем мире. Традиционно российская наука не уделяла медиа
как комплексному феномену большого внимания, вместо этого предлагая сконцентрироваться исследователям на таких явлениях, как СМИ или журналистика. ВШЭ — один из первых российских вузов, который готовит именно исследователей медиа во всем
их многообразии так, как это делают ведущие исследовательские организации и мировые университеты.

Студенты, выбравшие эту специализацию, будут глубоко изучать ключевые концепты мировой литературы и культуры, теорию
и практику медиаисследований, а также философию медиа. Главный вызов этого трека – много читать, рефлексировать и исследовать, причём, как на русском, так и на английском языках. Данная специализация дает профильную подготовку для обучения
в англоязычной магистратуре «Critical Media Studies»
или в академических магистратурах, в том числе за рубежом. Успешные студенты смогут на основе полученных знаний развиваться как исследователи и строить академическую карьеру
в России и за рубежом.


Кандидат филологических наук, PhD
in Information and Communication. Профессор, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна, заведующий «Лабораторией медиаисследований», руководитель магистерской программы «Менеджмент
в СМИ».






Куратор специализации
«Важнейший навык в современном
мире – умение подвергать сомнению
даже стандартные утверждения»
Илья Вадимович Кирия
Обращение куратора
Какие навыки я получу?
Отвечает куратор специализации
Навык проектной работы в команде
Умение взаимодействовать в команде, соблюдать дедлайны, сроки.
Критическое мышление
Умение критически относиться к различным феноменам
и развитию медиа. Способность подвергать сомнению стандартные утверждения, а также пытаться найти противоположную сторону в любом вопросе.
Навык организации научного исследования
Как организовать индивидуальное или групповое научное исследование от А до Я. Что нужно понимать,
чтобы правильно организовать рабочий коллектив.
Умение применять теоретические школы и рамки
для выработки исследовательских вопросов и ответов
на них

Предполагается, что выпускники «Media Studies» смогут использовать полученные знания как в академической,
так и в прикладной сферах. Например, в аналитике.
Что я буду изучать?
Нажми на предмет, чтобы узнать больше
Программа специализации является предварительной и может меняться
в зависимости от тенденций в сфере медиа
2 курс
Научная культура
Курс «Научная культура» формирует представления студентов о науке, научном знании и мышлении, принципах научного исследования.
В нем рассматриваются проблемы демаркации науки от вненаучных форм познания, а также псевдонауки, что актуально в контексте просветительской деятельности медиа. Особое внимание будет уделено науке как социальному институту, роли академических сообществ и изданий, влиянию науки на социокультурные изменения, этическим проблемам научного исследования, личности ученого
и научной коммуникации. Важным станет изучение особенностей теоретического уровня научного познания – понятия теории,
ее структуры, функций, принципов построения и применения
в качестве исследовательской «оптики». Будут затронуты вопросы междисциплинарности, полипарадигмальности, ангажированности современных гуманитарных наук. Также курс предполагает разговор
о научном стиле и академическом письме, включая формирование его базовых навыков.
Медиа и социальные институты
Почему в США региональная модель прессы, и при этом журналистам как правило запрещено выражать свое мнения в новостях,
а во Франции имеется централизованная пресса, а журналист
не просто должен быть «нейтральным», а наоборот «обязан»
как гражданин высказывать свою позицию? Почему в Греции люди
почти не читают прессу, не смотрят телевидение онлайн и мало пользуются интернетом, а в Швеции среднестатистический даже молодой швед читает печатную прессу (газеты) и активно пользуется интернетом? Почему в одних странах наблюдаетя успешный постсоветский переход к коммерческой плюралистской модели прессы, а во многих других происходит скатывание в модель biased media (ангажированные медиа для защиты элитных групп
и группировок)? Этот курс пытается разобраться с причинами таких разительных отличий медиасистем в мире.

На самом деле ответы на эти вопросы связаны с тем, что развитие медиа в разных регионах укоренено в культуре, политической традиции, политических режимах и специфике экономического обмена. Именно связи медиа и различных социальных институтов (культурных, политических, экономических) будут преимущественно разбираться в ходе данного курса. В связи с этим курс затрагивает огромный массив сопредельных знаний: в области экономической теории, политических наук, международных отношений, культурологии. Но базой для него оказываются, разумеется, теории медиа, которые очень по-разному трактуют связи с другими науками
и общественными системами.

В ходе курса студенту придется много читать литературу и писать рефлексирующие замечания по прочитанному, обсуждать, разрабатывать критерии оценки, сравнивать различные медиасистемы. По итогам обучения на курсе студенты получат методологические навыки для сравнения медиасистем, научатся отличать медиасистемы друг от друга, разбираться в их специфике.
Медиапрактики, медиаэффекты
и исследования аудитории
Курс основывается на изучении ряда базовых концепций, формирующих у студентов понимание о феномене медиавоздействия и инспирируемых медиаэффектах, порожденных современной медиаиндустрией: теории agenda-setting и конструирования
псевдо-новости (фейковизация и постправдизация повестки дня), теории социологии медиаэффектов (модель двухступенчатой коммуникации, моральные паники, спираль молчания, наркотизирующая дисфункция массмедиа и усталость сострадать), теории психологии восприятия (медиапрайминг и фрейминг, теория культивации), антропология медиавосприятия и подходы Cultural Studies к исследованию рецепции (Nationwide, кодирование/декодирование, информационные шумы).
3 курс
Исследование медиаконтента и символических форм
Мы часто задаемся вопросом о том, как медиа влияет на людей. Однако помимо вопроса о влиянии медиа не менее интересно смотреть на то, как медиа конструируют реальность при помощи придания ей определенной окраски, использования определенных выразительных приемов и т.п. Данный курс познакомит студентов с очень разными подходами (из лингвистики, культурных исследований, психологии восприятия и т.п.) к тому, как можно анализировать медиаконтент. В ходе обучения мы будем осваивать такие понятия, как дискурс, нарратив, учиться разбираться в мифах, формальных сторонах конструирования различных идеологий при помощи медиа.
Теории и концепции медиатизации
Мы часто забываем, что медиа сегодня значительно шире, чем они были раньше, потому что благодаря новым цифровым технологиям медиа проникают сегодня во многие другие сферы человеческой деятельности. В этом смысле без медиа сегодня нам сложно пользоваться транспортом, организовывать практики досуга, заниматься образованием и т.п. Медиатизация как раз изучает эти особенности «сращивания» медиа и многих других сфер человеческой деятельности, в том числе политику. На этом курсе мы будем изучать эти переплетения, анализировать их, представлять очень разные взгляды на то, как технологии меняют (или не меняют) нашу жизнь.
4 курс
Медиакапитал, медиаструктуры, властные отношения и критическая теория медиа
Чем критическая теория (или критические теории) отличается от других? Критическая теория предполагает оперирование такими понятиями как доминирование (гегемония), неравномерность распределения благ и т.п. И если мысля некритически мы представляем себе YouTube как свободную платформу, где все могут высказываться, эдакое торжество демократии, то в рамках критического мышления мы должны понимать, что YouTube – коммерческая структура, зарабатывающая деньги на практически не вознаграждаемом самовыражении пользователей, что создает новую модель капиталистических отношений в цифровом мире. Этот курс учит студентов разбираться в критических теориях (от Маркса до Жижека) и применять их к анализу современных медиа, выявлять отношения доминирования разного рода: идеологического, культурного, ценностного.
Есть несколько путей. Путь первый: студенты могут продолжить обучение в академической магистратуре, дальше пытаться поступить
в аспирантуру, в том числе зарубежную, и стать исследователями. Второй путь: часть выпускников захочет передать свои знания другим
и стать профессорами – это образовательный трек. Третий путь: некоторые студенты после бакалавриата пойдут в магистратуру
на другую специальность (политология, экономика, маркетинг), чтобы объединить свои знания в медиа со знаниями в новой сфере.
Это позволит развиваться в аналитике в разных областях. В таком случае, будет возможность прикладного использования знаний, полученных на треке «Media Studies».

Примеры конкретных кейсов:
Где я буду работать и какие кейсы смогу решать?
Отвечает куратор специализации



Вы работаете в медийной компании, которая решает провести исследование. Это может быть маркетинговое исследование, исследование целевой аудитории или собственного контента. Работа медийного аналитика очень полезна, особенно сегодня, когда меняются бизнес-модели и появляются проекты на стыке индустрий. Нужно понимать, что с этим делать.
Исследование для московского правительства. Задача исследования следующая – описать и разработать политику
в области кластеров креативных индустрий в Москве
Вызывает начальство и говорит: хотим придумать новый мультимедийный или популяризаторский проект. Наличие аналитических компетенций, которые вы получите на треке, даст вам гораздо больше для того, чтобы этот проект хорошо описать и презентовать.
Q&A
Будут ли прикладные дисциплины?
Все дисциплины прикладные. Трек о том, как их применять
в дальнейшем.
Какое минимальное количество человек должно быть на треке?
15-20 человек.
Правда, что с медиастадис легче поступить
в зарубежную магистратуру?
Да. Есть некоторое количество студентов, которые после бакалавриата поступают в академическую магистратуру за рубежом. Очень часто возникает проблема, связанная с тем, что зарубежные вузы неохотно признают достаточным их уровень бакалавриата, так как в российских университетах изучается большее количество исключительно прикладных дисциплин. Поэтому было решено восстановить справедливость для студентов, которым интересны теории и критическое переосмысление.
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
8 июня в 16:30 (по Мск) пройдет ДОД по специализациям. Кураторы всех четырех направлений и академический руководитель программы расскажут о нововведениях следующего года и ответят на все ваши вопросы.
До скорой встречи!

Остались вопросы?
Напиши нам!
Made on
Tilda