сторителлинг
О программе
Специализация «Сторителлинг» направлена на развитие навыков «рассказывания историй» на современных цифровых платформах или на платформах, которые только совсем недавно стали использоваться как медиа. Университетская специализация «Сторителлинг» начинается с самых базовых основ риторики
и культурных категорий и, постепенно развиваясь, проходит путь
до использования в качестве площадки сторителлинга такие крупные образования как пространства и город. «Выпускники» этой специализации научатся видеть истории везде и реализовывать
их в любых цифровых средах, опираясь на вечные категории, архетипы и сюжеты.





Куратор специализации
В активном поиске
писать сценарии для традиционных медиа, игровых платформ, трансмедийных, театральных и других проектов, в том числе и в культурных индустриях
Какие навыки я получу?
Отвечает Александр Куприянов
рассказывать истории на цифровых платформах с учётом особенностей этих платформ
использовать культурные и литературоведческие концепции для создания историй
Что я буду изучать?
Нажми на предмет, чтобы узнать больше
Программа специализации является предварительной и может меняться
в зависимости от тенденций в сфере медиа
2 курс
Риторика
Риторика как искусство речи и прикладная образовательная методика возникла в те времена, когда греки еще не знали письменности.
Мы живем в совсем другие времена. Сейчас владение хорошей письменной речью является достоянием меньшинства, и доля этого меньшинства неуклонно сокращается. Зато расширяется область
пост-письменной коммуникации. Здесь признаки устной речи соседствуют с изготовлением карикатур, искусством граффити. Люди, практически овладевшие этими новыми навыками, тем более
не могут обойтись без искусства риторики.

Вот почему и преподавать этот предмет приходится иначе, чем даже несколько лет назад.

Сегодня пишущим и выступающим людям — и любителям,
и профессионалам — опыт античной риторики может оказаться особенно полезным. Преодолевая традиционно высокомерное отношение к риторике как «пустому говорению обо всем и ни о чем», участники семинара быстро почувствуют и осознают, что методика, выработанная на входе в письменно-книжную эпоху, должна быть переосмыслена и перезаточена под требования наступающей новой эпохи, когда в игру вступили новые медийные инструменты
и платформы (интернет, мобильные сетевые устройства, новые визуально-телесные формы авторской работы).

Цель курса — дать студентам первичные представления
о классической риторике, помочь выработать устойчивые навыки применения базовых правил риторики в творческой и рутинной работе.
Категории культуры в литературе и визуальных искусствах
Курс «Категории культуры в литературе и визуальных искусствах» предлагает бакалаврам увидеть и понять историко-культурные
и историко-литературные процессы через призму нескольких базовых культурных категорий. Эти категории образуют систему координат, в которой человек осознает себя и свое взаимодействие
с миром и воплощает в художественном творчестве — в архитектуре
и живописи, в поэзии и прозе, в кинематографе и в теории художественной деятельности.

Рассмотрение категорий и их воплощений в мировой культуре предполагается в лекционном и семинарском режиме. При этом
на лекции каждая категория рассматривается в широком спектре воплощений и преломлений, но на конкретных памятниках
(от античности до нашего времени) — продуктах осмысления категории в художественном творчестве (живопись, скульптура, архитектура, литература, кинематограф), в теоретической мысли,
а также в массовой культуре.
3 курс
Нарративные игры
Понятие игры в современном нарративе занимает особую роль. Именно сторителлинг основанный на категориях игры лежит в основе сериалов, компьютерных игр, театрального действия и много другого. Студенты в рамках предмета «Нарративные игры» изучат их ключевые характеристики, исследуют роль игрока как слушателя и рассказчика, рассмотрят феномен просмотра прохождений игры: летсплеи, стримы, спидраны, их аналоги в других медиа. Также будет произведен разбор сторителлинга в дворовой игре на выбор
(казаки-разбойники, города, городские квесты). Отдельного рассмотрения удостоятся так называемые системные игры.
Студенты рассмотрят принципы построения истории в системных играх. С этим багажом знаний можно будет претендовать на ведущую роль в команде разработчиков компьютерных игр-стратегий,
а также MMORPG. А игровая индустрия сейчас переживает небывалый подъем.
Истории о людях на цифровых платформах
В журналистике в частности и в медиа вообще такие «крупные формы», как очерки, портреты занимают особое место. Редкий большой жанр вызывает такой же энтузиазм аудитории, как истории
о людях. Да и самим авторам такие, в отличие от новостей, долгоживущие произведения приносят изрядное количество профессионального удовлетворения. Однако создание очерков
и портретов – достаточно сложное искусство. В традиционных СМИ существуют целые школы очерковой журналистики, но аудитория стала покидать эти издания, а новые медиа все еще ждут своих портретистов-очеркистов, которые бы учитывали их формат
и изменение вкусов аудитории тоже.

В историях о людях есть общие принципы их построения, а также отработанные десятилетиями приемы раскрытия характера героя. При этом, также наработан и солидный отрицательный опыт, который, несомненно, тоже достоин изучения. Студенты, глубоко изучающие сторителлинг, научатся применять все эти знания для создания
историй о людях на современных цифровых платформах.

Изучив данную дисциплину, студенты научатся рассказывать истории о людях на различных платформах: текст, видео, подкасты и так далее. Студенту будет дана возможность реализовать свой проект в виде очерка или портрета на любой цифровой платформе.
Интерактивный и визуальный сторителлинг
Медиа, все еще оставаясь «текстоцентричными», уже далеко не всегда опираются только на текст, донося истории своей аудитории.
Также само «рассказывание» перестало быть основной формой взаимодействия медиа и аудитории, последняя все чаще становится участником повествования, вовлекаясь в предложенные медиа ситуации и миры.

Студенты, изучающие предмет «Интерактивный и визуальный сторителлинг» научатся рассказывать истории как через визуальные средства (комикс, графический роман, инфографика), так и через нарративные интерактивные проекты (фильм, который уже больше похож на компьютерную игру, иммерсивный спектакль
или VR-экспириенс). Они узнают как рассказывать историю зрителю, который сам влияет на ключевые повороты сюжета.
4 курс
Трансмедийный сторителлинг
Трансмедиа — это не просто рассказ историй, объединенных одной темой на разных платформах, это еще и привлечение наших обыденных вещей и явлений в качестве площадок или инструментов сторителлинга. И тогда музейные экспозиции превращаются из history в story, уличный шум — в декорацию мобильного театра, а меню кафе может воспроизводить вкусы героев киновселенной. Это не простое дело – придумать и рассказать интересную истории, вплетая её
и в платформы, и в обыденность реального мира.

В основе курса «Трансмедийный сторителиинг» набор мультидисциплинарных навыков: дизайнерские, менеджериальные, стратегические и проектные, навыки маркетинга, понятия монетизации и бизнес-моделирования. Студенты научатся
как продюсированию различных типов медиа-контента — приложений, подкастов, мультимедийных книг, онлайн-курсов —
так и созданию и управлению мультиплатформенными творческими
и коммерческими проектами в области трансмедиа.

Курс позволяет заложить у студента основы универсального
для современной медиасреды набора навыков, который поможет сформировать творческое и управленческое мышление,
не ограниченное работой одной платформы.
Сторителлинг в креативных индустриях
Предмет «Сторителлинг в креативных индустриях» позволит изучить принципы работы основных креативных индустрий (музеи, театр, кино, музыка) и освоить навыки, необходимые для создания контентных проектов в этих индустриях. В рамках курса будет рассматриваться роль креативных индустрий в экономике. Также студенты изучат основы культурной политики России и ведущих стран.

В практической части студенты изучат полный цикл создания медиаистории от появления идеи, через производство к финальному продукту. Будущих продюсеров научат использовать и развивать такие навыки как: игровое мышление, интерактивность, понимание современного медиарынка, анализ потребностей аудитории.

Во время прохождения курса студенты будут заниматься разработкой сюжетов, проектированием новых форматов и изучением принципов уже существующих, поиском новых способов погружения аудитории
в продукт.

По итогу, специалиста по сторителлингу в креативных индустриях ждет работа в диджитал–агентствах любой направленности, музеях
и театрах, веб-студиях и креативных агентствах.
Город как платформа сторителлинга
Обычно в череде дел и привычной суете мы относимся к городу,
в котором живём, лишь как к территории с ее магазинами, людьми, инфраструктурой.

Но городское пространство хранит в себе огромное богатство
для продюсера и специалиста по сторителлингу. Это неиссякаемый источник историй, героев и сюжетов.

Городская среда с ее архитектурой, стрит-артом, билбордами
и событиями становится теперь не территорией для сторителлинга,
а самим героем создаваемых историй.

Курс будет направлен на изучение городской среды во всем множестве ее проявлений, а также на создание историй различного формата: «о городе», «для города», «в городе».

Уникальность курса в совмещении компетенций проектирования городской среды и создания на ее базе медиа-продукта. Студенты научатся создавать проекты, в которых город — площадка для рассказывания истории, он главный герой, декорации и вдохновитель.
Выпускник сможет работать в редакциях традиционных и «новых» медиа, в продюсерских компаниях, в студиях, производящих цифровые проекты, в культурных цифровых проектах:
Где я буду работать и какие кейсы смогу решать?
Отвечает куратор специализации
Автор или руководитель контентного производства
Креативный продюсер
Сценарист кино, игр, массовых мероприятий
Руководитель трансмедийных проектов
Q&A
Какие возможности есть для практики?
Какие редакции, компании?
Возможностей много, и благодаря кураторам они будут расширяться. Уже сейчас есть большое количество дружеских компаний, в которые идут стажироваться студенты. Они очень разноплановы: начиная
от «ТАСС» и заканчивая «Батенька, да вы трансформер». Скоро также запустятся проекты по созданию контента для различных изданий Рамблера. В общем, практики будет достаточно.
Какие типы информационных продуктов мы научимся создавать?
Выпускники «Сторителлинга» будут в состоянии написать сценарии
к сериалу, мини-сериалу, документальному фильму, компьютерной игре, VR и AR. Они смогут рассказывать истории на любой платформе.
Насколько углубленным будет изучение литературы?
Достаточно углубленным, хотя и не на уровне Факультета филологических наук. Акцент будет делаться на образах, которые кочуют из произведения в произведение, как они «выстреливают»
в разных контекстах. Литература будет базисом, которым будущий сценарист сможет свободно пользоваться в своей работе.
Будет упор только на русскую литературу?
Зарубежная традиция также будет плотно изучаться, так как именно её архетипы наводнили наш мир образами: от Микки Мауса до Гарри Поттера.
Какой уровень скиллов в написании текстов нужен на этой специализации?
Специализация научит вас писать. Но другой вопрос, на сколько
вы заинтересованы в этом? Потому что написание любого текста процесс очень ресурсоёмкий, а значит вам должно действительно
это нравится. На треке помогут разложить всё по полочкам, собрать обратно и отработать навык.
Не будет ли это расширенной версией «Креативного письма»?
Сценаристика и драматургия — широкие и многогранные области, поэтому повторением «Креативного письма» это точно не будет.
Зачем изучать «Риторику»?
Прежде чем дойти до современных концепций,
диджитал-сторителлинга, студенты сделают шаг назад и изучат классическую риторику. На треке «Сторителлинг» способность излагать свои мысли необходима и наиболее актуальна.
Риторика поможет вербальным образом структурировать мышление.
Чем сторителлинг будет отличаться
от журналистики?
Журналистика несет явную социальную функцию. Сторителлинг может принимать разные формы, в том числе использоваться
в социальных проектах, но он не специализируется на этой функции,
а просто рассказывает истории.
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
ДОД для специализаций?
8 июня в 16:30 (по Мск) пройдет ДОД по специализациям. Кураторы всех четырех направлений и академический руководитель программы расскажут о нововведениях следующего года и ответят на все ваши вопросы.
До скорой встречи!

Остались вопросы?
Напиши нам!
Made on
Tilda