сторителлинг
Научитесь видеть «вечные сюжеты» и создавать истории, которые запомнятся надолго
специализация
Q&A
Мифы, легенды, книги, фильмы, театральные постановки, подкасты, мероприятия — в основе всего лежат истории. На специализации «Сторителлинг» вы научитесь их замечать, анализировать и воспроизводить. Опираясь на теоретическую базу, создавать собственные проекты на любых платформах. Использовать вечные сюжеты, архетипы и категории культуры. Приёмы сторителлинга пригодятся в бизнесе, продюсировании, дизайне, образовании и других сферах.
Мифы, легенды, книги, фильмы, театральные постановки, подкасты, мероприятия — в основе всего лежат истории. На специализации «Сторителлинг» вы научитесь их замечать, анализировать и воспроизводить. Опираясь на теоретическую базу, создавать собственные проекты на любых платформах. Использовать вечные сюжеты, архетипы и категории культуры. Приёмы сторителлинга пригодятся в бизнесе, продюсировании, дизайне, образовании и других сферах.
Куратор специализации
Мария Александровна Штейнман
Кандидат филологических наук, профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ
«Моя роль как куратора: оставить то лучшее, что уже существует, и усовершенствовать то, что можно усовершенствовать. Я пересматриваю программу трека и слежу, чтобы предметы дополняли и опирались друг на друга. Я — как Морфеус из „Матрицы“. Могу указать дверь, но войти в неё нужно самому».
Обращение куратора
Куратор о портфолио
«Портфолио не может быть формальным. Оно связано с вашими интересами и при этом обладает видимой перспективой. Для "Сторителлинга" важен полёт фантазии, однако ваш проект должен быть реальным: находящимся на этапе разработки или уже воплощённым. У проекта должна быть конкретная и понятная целевая аудитория. Важно, чтобы вы показали умение работать с историями и форматами. Приведу пример: по итогам моего майнора студенты создали приложение-путеводитель по зданиям Вышки, основанное на сюжетах из Гарри Поттера».
«Портфолио не может быть формальным. Оно связано с вашими интересами и при этом обладает видимой перспективой. Для "Сторителлинга" важен полёт фантазии, однако ваш проект должен быть реальным: находящимся на этапе разработки или уже воплощённым. У проекта должна быть конкретная и понятная целевая аудитория. Важно, чтобы вы показали умение работать с историями и форматами. Приведу пример: по итогам моего майнора студенты создали приложение-путеводитель по зданиям Вышки, основанное на сюжетах из Гарри Поттера».
Какие навыки я получу?
Работа с текстами любых форматов
Текст — явление мультиплатформенное. Новостная заметка, журналистское расследование или подкаст — из всего можно сделать интересную историю.
Понимание социокультурных тенденций
Чтобы создавать захватывающие истории, нужно ориентироваться в современных инструментах работы с контентом.
Работа с теоретической базой
Культура держится на вечных сюжетах. Научитесь их видеть и использовать для реализации собственных проектов.
Креативность
Чем больше вы узнаете о том, как истории устроены изнутри, тем легче будет создавать собственные.
Что я буду изучать?
Нажми на предмет, чтобы узнать больше
2 курс
Теория и практика нарратива
Курс «Теория и практика нарратива» предлагает студентам рассмотреть основные понятия нарратологии как при анализе текста, так и при его создании. Курс включает в себя изучение понятий «история», «событие», «сюжет» и его структура, «персонаж», «точка зрения» и другие. Для анализа студентам предлагаются примеры из русской и зарубежной прозы XX века (А. Платонов, В. Набоков, С. Беккет, Х. Кортасар, Дж. Сэлинджер, Р. Акутагава и др.), на материале которых возможно изучение разных типов повествований, моделей рассказчиков и воспринимающих субъектов. В качестве итогового задания студенты смогут поработать над трансформацией литературного текста в различные формы медиа.

Курс дает возможность упорядочить и расширить знания по теории нарратива — что крайне важно для написания курсовых и дипломных работ. Кроме того, в результате курса студенты получают практические навыки, необходимые для дальнейшего выстраивания стратегий сторителлинга.
Категории культуры в литературе и визуальных искусствах
Курс «Категории культуры в литературе и визуальных искусствах» предлагает студентам увидеть и понять историко-культурные процессы через призму нескольких базовых категорий. Например: тело, глаз, голос и другие. Эти категории образуют систему координат, в которой человек осознаёт себя и свое взаимодействие с миром, а потом воплощает в творчестве: архитектуре и живописи, поэзии и прозе, кинематографе и литературе.
3 курс
Нарративные игры
Понятие игры в современном нарративе занимает особую роль. Именно сторителлинг, основанный на категориях игры, лежит в основе сериалов, компьютерных игр, театральных постановок и многого другого. В рамках предмета «Нарративные игры» студенты изучат их ключевые характеристики, исследуют роль игрока как слушателя и рассказчика, рассмотрят феномен просмотра прохождений игры: летсплеи, стримы, спидраны, их аналоги в других медиа. Также будет произведён разбор сторителлинга в дворовой игре на выбор (казаки-разбойники, города, городские квесты).
Карнавальная культура
Во всем мире активно развиваются разнообразные карнавалы, вовлекающие в свой водоворот сотни тысяч людей. Более того, карнавальные мотивы отчетливо наблюдаются там, где их раньше не было: в поведении болельщиков, организации комедийных и политических шоу и др. Целью дисциплины является осмысление особенностей разнообразных зрелищных мероприятий. Современный специалист по массовым коммуникациям должен понимать, что привлекает к просмотру подобных зрелищ миллиарды заинтересованных зрителей, которые самым активным образом вовлекаются в сопереживание того, что им показывают на экране или в чем большая зрительская аудитория участвует лично.
Креативное мышление
Основная цель дисциплины — сформировать у студентов как устойчивое представление о специфике креативного мышления, так и навыки его практического применения. Дисциплина включает в себя теоретический блок, посвященный актуальным вопросам теории творчества. Рассматриваются понятие творчества в социокультурных коммуникациях, отдельные аспекты философии творчества, связь творчества и мифа в мировой культуре. Практический блок охватывает прикладные аспекты креативности в системе интегрированных коммуникаций. Креативность рассматривается как своего рода «добавленная стоимость» сообщения в различных моделях коммуникаций. Также особое внимание уделяется роли креативности в экономике впечатлений и — отдельно — в креативной экономике. Студентам предлагается инструментарий по активизации и развитию креативного мышления: мышление в красном и зеленом свете, различные методы актуализации креативности, креативные технологии.
4 курс
Город, цифровые технологии и трансмедийный сторителлинг
В рамках курса город рассматривается как одна из медиаплатформ. При этом городское пространство может быть условием сторителлинга, а также пространством участия, предлагающим разные способы вовлечения аудитории: наблюдение, игру, участие в трансформации и т.д. Мы познакомимся с определениями сетевых/цифровых/умных городов и изучим многочисленные практики картирования (мэппинга) городского пространства, выполняемые как «с высоты птичьего полета» (как в Google Maps), так и с позиции горожанина — в проектах визуализации различных цифровых следов (фотографий и других данных, в том числе генерируемых в процессе геолокационных игр). Кроме того, мы рассмотрим, как AR, VR и 3D используются для создания «расширений» городского пространства. В курсе рассматриваются не только проекты, созданные в рамках индустрии развлечений, но и социальные и журналистские проекты, основанные на практиках горожан.
Сторителлинг в креативных индустриях
Сторителлинг в креативных индустриях — одно из наиболее знаковых и актуальных явлений в области современных медиа. Студенты изучат креативные индустрии, их роль и место в современных социокультурных коммуникациях. Также большое внимание будет уделено разбору конкретных кейсов: сторителлинг в креативных индустриях рассматривается в зеркале многоликих его проявлений, начиная от кинематографа, музеев, библиотек, моды и завершая игровой индустрией, интегрированными коммуникациями и перформативностью.
Карьерная траектория
Аналитик
Понимать, как работают вечные истории в обществе, политике и медиа.

Например, манера поведения Дональда Трампа в ряде случаев прочитывается как классический пример трикстера-шута. В пользу этого архетипа говорит и перевод его фамилии — «trump» в переводе с английского означает «козырь»
Сценарист
Писать сценарии для видеоигр, мероприятий, роликов на YouTube. Работать с игровыми и документальными форматами.

Яркий пример сторителлинга в видео — Ролик Lego про историю создания компании.
Автор
Работать с компаниями и брендами. Создавать тексты для собственного блога.

Например, история про плеер от Ильяхова.
Креативный продюсер
Руководить созданием проектов на разных платформах. Адаптировать сценарии для дальнейшего производства. Вовремя реагировать на тенденции в медиа.

Пример лаконичного ролика от New York Times — реакции на распространение fake news.
Q&A
Какие типы информационных продуктов мы научимся создавать?
Выпускники «Сторителлинга» смогут создавать сценарии для сериалов, фильмов, компьютерных игр, VR и AR. Они смогут рассказывать истории на любой платформе.
Насколько углублённым будет изучение литературы?
Акцент в изучении литературы будет делаться на вечных сюжетах, которые встречаются в фильмах, книгах, сериалах и даже новостных заметках. Литература будет базисом, который вы сможете использовать для создания собственных проектов.
Будет упор только на русскую литературу?
Нет, мы будем изучать и зарубежную литературу.
Не будет ли это расширенной версией «Креативного письма»?
Специализация охватывает гораздо более широкие области знаний, поэтому повторением «Креативного письма» точно не будет.
© All Rights Reserved.
Команда проекта: Алиса Арифи, Александра Атрашкина, Никита Винокуров, Лика Родина

Иллюстрации — Арина Гаврюшкина и Алзея Арафат

Made on
Tilda